С начала 90 х годов Германия оказывает прямую финансовую поддержка бизнеса в Европе и реформ в России и других странах с переходной экономикой. Кроме того, Германия косвенно участвует в финансовой поддержке России через МВФ, Всемирный банк
и Европейский банк реконструкции и развития, членом которых она является.
Наряду с этим Германия содействует процессу реформ посредством инвестиций
в информационное обеспечение, участвуя в программе ТАСИС Европейского союза,
а также немецко-российских проектах в рамках программы ТРАНСФОРМ. Приоритетная задача программы ТРАНСФОРМ – поддержка малых и средних предприятий (МСП) в России.
На все это обратил внимание советник посольства Германии в Москве Клаус Брюммер, выступая в начале ноября 2001 г. в Международном научно- исследовательском институте проблем управления с докладом, посвященном опыту развития и поддержки МСП в Германии.
Доклад положен в основу публикуемой статьи. Государство вмешивается в экономический процесс в той мере, в какой частный сектор не может приспособиться к изменившимся условиям деятельности
• В Германии приоритет отдается самостоятельности предприятий,
а не государственной поддержке
• Надбавки и субсидии покрывают, как правило, небольшую часть потребностей в инвестиционном финансировании
В статье сделан обзор важнейших принципов и инструментов государственной системы поддержки частных МСП в Германии. Эти принципы не являются немецким изобретением, ими руководствуются другие западные индустриальные страны и некоторые страны с переходной экономикой. Автор надеется, что публикуемый обзор послужит в какой-то мере стимулом для интенсификации развития малого и среднего бизнеса.
Признаки малых и средних предприятий и их значение для социальной рыночной экономики
По данным Федерального министерства экономики и технологии Германии, совокупность работников предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) и представителей свободных профессий (врачей, фармацевтов, адвокатов и др.) главным образом и образует средний класс Германии – основную составляющую немецкого общества со средними доходами и владеющего частной собственностью.
МСП руководят преимущественно их владельцы, работающие на них же, и отвечают за все экономические последствия своих действий в полном объеме. Следует подчеркнуть, что источник финансирования собственного бизнеса они находят не на финансовых рынках.
В одной из публикаций в 2000 г. немецкий Институт исследований проблем среднего класса дал следующую классификацию предприятий в зависимости от их величины и годового оборота:
В настоящее время в Германии насчитывается более 3,3 млн МСП и индивидуальных предпринимателей в ремесленном производстве, промышленности и непроизводственных отраслях, торговле, сфере услуг и свободных профессий. Это более 99% предприятий налогоплательщиков. На МСП приходится почти 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта. В 1999 г. они сосредоточили 46% валовых инвестиций и 57% ВВП Германии. Справедливо поэтому рассматривать МСП как становой хребет немецкой экономики.
В начале 1990 г. в бывшей ГДР насчитывалось примерно 80 тыс. частных малых ремесленных предприятий, 10 тыс. представителей свободных профессий и около 7,5 тыс. преимущественно крупных и средних государственных предприятий. После объединения Германии в октябре 1990 г. до конца 1994 г. практически все государственные предприятия ГДР были приватизированы. К 1999 г. количество активно работающих МСП в новых федеральных землях выросло почти до 550 тыс.