Официальное определение понятия юридических услуг имеется в Договоре о Евразийском экономическом союзе и звучит так:
Юридические услуги — услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах.»
Крайне неудовлетворительно… Неполное перечисление, не отражающее существа… Потому попытаемся определиться сами и именно по сути, но коротенько, не впадая в излишнее здесь теоретизирование.
Юридические услуги – содействие юриста защите законных прав клиента законными же средствами.
Это означает, что:
Во-первых, за защитой незаконных интересов к юристу обращаться не след. Мы – не «решальщики»! (Иные из «решальщиков», правда, маскируются под юристов, но речь сейчас не о них. Так что если Вам нужны таковые, то далее предлагаемым чтивом можете себя не мытарить.)
Для обеспечения объективного понимания данного заявления и вящей показательности возьмем пример за пределами специализации нашей фирмы – защита интересов обвиняемого по уголовному делу.
Право подозреваемого и обвиняемого на защиту основано на положениях ст.ст.45, 48 Конституции РФ и закреплено в ст. 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), а потому само по себе является законным.
Но не будем забывать, что:
Во-вторых, защита в соответствии со все той же ст.16 УПК РФ допускается исключительно не запрещенными УПК способами и средствами.
В-третьих, юрист лишь содействует, а собственно защищать права у нас другие субъекты назначены (правоохранительные органы, суды всех мастей…).
Что из всего этого следует? А вот что.
Вне зависимости от отраслевой специализации юрист лишь помогает клиенту защищать его права. Клиент сам решает воспользоваться ли ими и если пользоваться, то как. Юрист – только представитель клиента и потому в своих действиях неизменно скован его волей.
Но скован исключительно в рамках закона.
Например, в рассматриваемом случае, обвиняемый по уголовному делу равно вправе:
— признаться в содеянном, как на духу, в надежде на будущее снисхождение;
— по примеру г-на Сердюкова А.Э., сославшись на ст. 51 Конституции РФ, молчать, как рыба об лед, пребывая в уверенности, что без собственного признания вины его доказать никто не посмеет.