охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Создание и применение таковых означает переход от низкоэффективного метода реагирования на многочисленные случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний к методу современного устранения их причин — нейтрализации и предотвращению профессиональных рисков, т.е. к управлению профессиональными рисками.
В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» ТК РФ федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.
В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.