оформить банковскую гарантию — это договор между банком и клиентом, по которому банк обязуется выплатить долг клиента, если тот не выполнил своих обязательств. С помощью банковской гарантии можно обеспечить участие в закупке, исполнение контракта и гарантийные обязательства по нему.
Расскажем, какие виды банковских гарантий бывают, как они работают, что нужно для получения банковской гарантии и как проверить её перед подачей заявки.
Участники процесса
В банковской гарантии участвуют три стороны: принципал, бенефициар и гарант.
Принципал — тот, кто просит у банка гарантию и платит деньги за её получение. Например, строительная компания выиграла тендер на постройку корпуса университета. При заключении контракта она должна предоставить гарантию, что выполнит работу качественно и в срок. Такую гарантию она покупает у банка и становится принципалом.
Бенефициар — тот, кто получит от банка деньги, если принципал не выполнит свои обязательства. В нашем примере это университет. В госзакупках бенефициаром всегда выступает заказчик. Но иногда им также может быть продавец, подрядчик и исполнитель.
Например, подрядчик и заказчик заключили договор на ремонт офиса. Но у покупателя нет денег, чтобы оплатить работу сразу, и он обещает заплатить через три месяца после того, как ремонт будет закончен. Подрядчик потребовал банковскую гарантию — если через три месяца заказчик не сможет оплатить работу, подрядчик получит деньги у банка. В этом случае подрядчик является бенефициаром.
Гарант — тот, кто выдаёт банковскую гарантию, то есть банк или другая коммерческая организация, которая даёт письменное обязательство заплатить бенефициару, если принципал не выполнит свои обязательства. В госзакупках гарантом может быть только банк, в коммерческих — любая коммерческая организация.